Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МБУДО "Дом детского творчества №3 города Орла"
OBR57.ru

Результаты опытно-экспериментальной работы

   Согласно выдвинутой гипотезе - вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению и сохранению объектов культурного наследия может способствовать формированию их общекультурных компетенций. Исходя из данного постулата, на первом этапе опытно-экспериментальной деятельности была сформирована творческая группа, в состав которой вошли педагоги дополнительного образования, реализующие программы, связанные с изучением исторического и культурного наследия малой Родины, методист, педагог-психолог. В течение отчетного периода было разработано и скорректировано программное обеспечение проекта, определена возрастная категория участников опытно-экспериментальной деятельности, осуществлен подбор методик, позволяющих наряду со стандартными методами оценки результативности образовательного процесса отследить происходящие качественные изменения в исследуемых показателях, отобрана контрольная группа учащихся, осуществлена входная диагностика участников ОЭР по исследуемым критериям.

В рамках проблемного семинара, входящего в перечень организационных мероприятий второго этапа экспериментальной деятельности с педагогами-экспериментаторами было проведено анкетирование на оценку готовности к осуществлению инновационной деятельности. Данная процедура позволяет оценить не только настрой на внедрение новаторских методик в работу, но и выявить проблемные зоны, преобладающую мотивацию к участию в ОЭР, оказать необходимую консультативную или иную помощь в процессе реализации программы.

Результатом анкетирования стало следующее:

  • На вопрос, готовы ли педагоги внедрять новшества в образовательный процесс – все опрошенные ответили утвердительно;
  • Двое из трех считают, что изменения нужно вносить в технологии обучения, воспитания и развития;
  • В качестве подготовки и положительного влияния на внедрение новшеств все респонденты отметили самостоятельную работу, семинары-практикумы, КПК.

Ожидания от участия в экспериментальной деятельности педагоги выразили следующим образом: 

 

В качестве препятствий к освоению и внедрению инноваций названы: отсутствие времени, практики ведения ОЭР, опасения по увеличению количества бумажной работы.

Таким образом, все участники ОЭР положительно настроены на ведение инновационной деятельности, готовы к внесению изменений в устоявшиеся формы работы и заинтересованы в получении результата от внедрения новых методов обучения.

Одним из показателей успешности реализации образовательных программ является учет ожиданий родителей относительно результатов обучения и общего уровня удовлетворенности работой образовательного учреждения. В качестве инструмента для оценки данного показателя использовалась методика А.А. Андреева, позволяющая получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании детей и формировании у них гражданской позиции. Для сравнения данная методика также была проведена в контрольной группе родителей, чьи дети обучаются по программам, не имеющим отношения к историко-краеведческой направленности. Полученные результаты выглядят следующим образом:

           

Как видно из диаграмм, показатель удовлетворенности родителей результатами обучения их детей в коллективах УДО соответствует достаточно высокому уровню (средний балл по каждому оцениваему блоку не снижается ниже 3х), причем, основную роль дополнительного образования родители видят именно в воспитательном воздействии, приводящем к формированию морального-этических установок личности ребенка. То есть, по большому счету, ожидания родителей связаны с развитием гармоничной личности, обладающей набором качеств, присущих культурному человеку. Отличия в результатах экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования несущественны.

Отслеживание изменений, которые происходят в показателях личностного, творческого, социального развития учащихся при активном участии в проектной деятельности на основе изучения объектов культурно-исторического наследия, предполагается проводить по нескольким направлениям. Качественная и количественная оценка имеющегося уровня знаний по истории родного края, воспитанности, отношения к основополагающим жизненным ценностям, социализированной активности, гражданско-патриотических качеств - проводится с использованием стандартизованных методик, разработанных для этих целей. Кроме того, в оценке вышеуказанных показателей примут участие педагоги и родители учащихся, что позволит дополнить сведения, полученные по результату анкетирований и опросов.

На начальном этапе исследования проведена первичная диагностика, определяющая актуальный уровень вышеперечисленных показателей до включения обучающихся в проектную деятельность. Экспериментальную группу составили 18 детей 9-15 лет, проходящих обучение по общеобразовательным общеразвивающим программам «Ретро-кукла», «Макетирование», «Орел – путешествие во времени». В контрольную группу входят обучающиеся той же возрастной категории, занимающиеся по программам, не связанным с историко-краеведческой деятельностью.

Показатели исследуемых качеств на первичном этапе диагностики:

     

Из диаграмм видно, что начальный уровень патриотических знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп практически не имеет различий. Причем, уровень общепатриотической осведомленности, в рамках знаний государственной символики, общегосударственных праздников и т.д., значительно превосходит по показателям знания о собственном городе, его историческом и культурном наследии.

В дополнение к анкетированию учащихся проводилась методика М.И. Шиловой, которую заполняют педагог и родители. Она отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм.
  • Отношение к умственному труду.
  • Отношение к физическому труду.
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
  • Саморегуляция личности (самодисциплина).

Результат представлен как среднее арифметическое от группового показателя по изучаемому блоку. Данная методика проводилась только в экспериментальной группе и служит дополнением к основным методикам, позволяя оценить степень изменений в суждениях, поведении учащихся, видимых в результате наблюдения окружающими и близкими не только в учебной деятельности, но и вне ее.

В целом суммарный показатель ответов родителей и педагогов в экспериментальной группе равен 22,65, что соответствует среднему уровню воспитанности (от 21 до 40 баллов) и характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция детей еще не вполне сформирована.

Проведенная методика для определения уровня социальной адаптированности учащихся также на начальном этапе не выявила существенных различий в результатах контрольной и экспериментальной групп. Большинство респондентов именно по шкале социальной адаптированности и автономности имеют низкие показатели. При этом шкалы гуманизма и социальной активности имеют показатели 2,4 – 3,0 что, однако, нивелировалось двумя другими шкалами и не смогло изменить общую картину по методике.

Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном этапе диагностируемые показатели существенных различий в контрольной и экспериментальной группе не имеют. Для подтверждения выдвинутой гипотезы, группа детей, которая будет участвовать в формирующем эксперименте, должна продемонстрировать показатели, отличные от контрольной, что будет подтверждено или опровергнуто на этапе результирующей диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета на оценку уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

 

Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением (разработана А.А. Андреевым).

 

Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (Автор Степанов Е.Н.).

 

 

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И. Шиловой

(заполняется педагогом и родителями).

 

 

 

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).

 

Методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова).

 

Модификация методики «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).

 

Методика «Определение отношения к жизненным ценностям»

 

Определение готовности руководителей детских объединений к инновационной деятельности, факторов, положительно или отрицательно влияющих на желание и возможности педагогов участвовать в экспериментальной работе.

 

 

 

Получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании детей и формировании у них гражданской позиции.

 

 

 

 

 

 

Определение удовлетворенности педагогов-экспериментаторов такими аспектами жизнедеятельности, как:

  • организация труда;
  • возможность проявления и реализации профессиональных качеств педагогов отношения с коллегами и администрацией учебного заведения отношения с учащимися и их родителями;
  • обеспечение деятельности педагогов.

Позволяет оценить пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм.
  • Отношение к умственному труду.
  • Отношение к физическому труду.
  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
  • Саморегуляция личности (самодисциплина).

 

Направлена на выявление уровня социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

 

 

 

 

 

Оценка объёма и качества патриотических знаний школьников. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

 

 

 

Определение уровня патриотической воспитанности по деятельностному критерию.

 

 

 

Изучение отношения к жизненным ценностям детей школьного возраста.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.