Результаты опытно-экспериментальной работы
Согласно выдвинутой гипотезе - вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению и сохранению объектов культурного наследия может способствовать формированию их общекультурных компетенций. Исходя из данного постулата, на первом этапе опытно-экспериментальной деятельности была сформирована творческая группа, в состав которой вошли педагоги дополнительного образования, реализующие программы, связанные с изучением исторического и культурного наследия малой Родины, методист, педагог-психолог. В течение отчетного периода было разработано и скорректировано программное обеспечение проекта, определена возрастная категория участников опытно-экспериментальной деятельности, осуществлен подбор методик, позволяющих наряду со стандартными методами оценки результативности образовательного процесса отследить происходящие качественные изменения в исследуемых показателях, отобрана контрольная группа учащихся, осуществлена входная диагностика участников ОЭР по исследуемым критериям.
В рамках проблемного семинара, входящего в перечень организационных мероприятий второго этапа экспериментальной деятельности с педагогами-экспериментаторами было проведено анкетирование на оценку готовности к осуществлению инновационной деятельности. Данная процедура позволяет оценить не только настрой на внедрение новаторских методик в работу, но и выявить проблемные зоны, преобладающую мотивацию к участию в ОЭР, оказать необходимую консультативную или иную помощь в процессе реализации программы.
Результатом анкетирования стало следующее:
- На вопрос, готовы ли педагоги внедрять новшества в образовательный процесс – все опрошенные ответили утвердительно;
- Двое из трех считают, что изменения нужно вносить в технологии обучения, воспитания и развития;
- В качестве подготовки и положительного влияния на внедрение новшеств все респонденты отметили самостоятельную работу, семинары-практикумы, КПК.
Ожидания от участия в экспериментальной деятельности педагоги выразили следующим образом:

В качестве препятствий к освоению и внедрению инноваций названы: отсутствие времени, практики ведения ОЭР, опасения по увеличению количества бумажной работы.
Таким образом, все участники ОЭР положительно настроены на ведение инновационной деятельности, готовы к внесению изменений в устоявшиеся формы работы и заинтересованы в получении результата от внедрения новых методов обучения.
Одним из показателей успешности реализации образовательных программ является учет ожиданий родителей относительно результатов обучения и общего уровня удовлетворенности работой образовательного учреждения. В качестве инструмента для оценки данного показателя использовалась методика А.А. Андреева, позволяющая получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании детей и формировании у них гражданской позиции. Для сравнения данная методика также была проведена в контрольной группе родителей, чьи дети обучаются по программам, не имеющим отношения к историко-краеведческой направленности. Полученные результаты выглядят следующим образом:


Как видно из диаграмм, показатель удовлетворенности родителей результатами обучения их детей в коллективах УДО соответствует достаточно высокому уровню (средний балл по каждому оцениваему блоку не снижается ниже 3х), причем, основную роль дополнительного образования родители видят именно в воспитательном воздействии, приводящем к формированию морального-этических установок личности ребенка. То есть, по большому счету, ожидания родителей связаны с развитием гармоничной личности, обладающей набором качеств, присущих культурному человеку. Отличия в результатах экспериментальной и контрольной групп на данном этапе исследования несущественны.
Отслеживание изменений, которые происходят в показателях личностного, творческого, социального развития учащихся при активном участии в проектной деятельности на основе изучения объектов культурно-исторического наследия, предполагается проводить по нескольким направлениям. Качественная и количественная оценка имеющегося уровня знаний по истории родного края, воспитанности, отношения к основополагающим жизненным ценностям, социализированной активности, гражданско-патриотических качеств - проводится с использованием стандартизованных методик, разработанных для этих целей. Кроме того, в оценке вышеуказанных показателей примут участие педагоги и родители учащихся, что позволит дополнить сведения, полученные по результату анкетирований и опросов.
На начальном этапе исследования проведена первичная диагностика, определяющая актуальный уровень вышеперечисленных показателей до включения обучающихся в проектную деятельность. Экспериментальную группу составили 18 детей 9-15 лет, проходящих обучение по общеобразовательным общеразвивающим программам «Ретро-кукла», «Макетирование», «Орел – путешествие во времени». В контрольную группу входят обучающиеся той же возрастной категории, занимающиеся по программам, не связанным с историко-краеведческой деятельностью.
Показатели исследуемых качеств на первичном этапе диагностики:

Из диаграмм видно, что начальный уровень патриотических знаний учащихся контрольной и экспериментальной групп практически не имеет различий. Причем, уровень общепатриотической осведомленности, в рамках знаний государственной символики, общегосударственных праздников и т.д., значительно превосходит по показателям знания о собственном городе, его историческом и культурном наследии.
В дополнение к анкетированию учащихся проводилась методика М.И. Шиловой, которую заполняют педагог и родители. Она отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- Отношение к обществу, патриотизм.
- Отношение к умственному труду.
- Отношение к физическому труду.
- Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
- Саморегуляция личности (самодисциплина).
Результат представлен как среднее арифметическое от группового показателя по изучаемому блоку. Данная методика проводилась только в экспериментальной группе и служит дополнением к основным методикам, позволяя оценить степень изменений в суждениях, поведении учащихся, видимых в результате наблюдения окружающими и близкими не только в учебной деятельности, но и вне ее.

В целом суммарный показатель ответов родителей и педагогов в экспериментальной группе равен 22,65, что соответствует среднему уровню воспитанности (от 21 до 40 баллов) и характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция детей еще не вполне сформирована.

Проведенная методика для определения уровня социальной адаптированности учащихся также на начальном этапе не выявила существенных различий в результатах контрольной и экспериментальной групп. Большинство респондентов именно по шкале социальной адаптированности и автономности имеют низкие показатели. При этом шкалы гуманизма и социальной активности имеют показатели 2,4 – 3,0 что, однако, нивелировалось двумя другими шкалами и не смогло изменить общую картину по методике.
Таким образом, можно сделать вывод, что на начальном этапе диагностируемые показатели существенных различий в контрольной и экспериментальной группе не имеют. Для подтверждения выдвинутой гипотезы, группа детей, которая будет участвовать в формирующем эксперименте, должна продемонстрировать показатели, отличные от контрольной, что будет подтверждено или опровергнуто на этапе результирующей диагностики.
|
Анкета на оценку уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением (разработана А.А. Андреевым).
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (Автор Степанов Е.Н.).
Диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой (заполняется педагогом и родителями).
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
Методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова).
Модификация методики «Я – патриот» (автор: Н. Бирюкова).
Методика «Определение отношения к жизненным ценностям»
|
Определение готовности руководителей детских объединений к инновационной деятельности, факторов, положительно или отрицательно влияющих на желание и возможности педагогов участвовать в экспериментальной работе.
Получение количественно выраженной информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании детей и формировании у них гражданской позиции.
Определение удовлетворенности педагогов-экспериментаторов такими аспектами жизнедеятельности, как:
Позволяет оценить пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
Направлена на выявление уровня социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Оценка объёма и качества патриотических знаний школьников. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.
Определение уровня патриотической воспитанности по деятельностному критерию.
Изучение отношения к жизненным ценностям детей школьного возраста. |